Первоначальный вариант страницы, был создан в 90-е годы прошлого века (КОГДА КОМПЬЮТЕРЫ БЫЛИ БОЛЬШИМИ). С тех пор многое изменилось.
Разумеется, компьютеры стали более призводительными, компактными и доступными.
Некоторые устройства(микрофонные усилители, midi - кабели) проще купить, чем изготовить самостоятельно.
Проще и безопаснее найти лицензионное програмное обеспечение.
Очень рекомендую найти и изучить книгу Филипа Ньюэлла - «Project-студии: маленькие студии для великих записей»
АЛГОРИТМ ВЫБОРА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ СТУДИИ
1. Просмотр предложений на официальных сайтах производителей:
Alesis Behringer Edirol M-Audio Roland Sennheiser Shure
Хорошая подборка по производителям музыкального оборудования, с описаниями и ценами - здесь.
2. Просмотр обзоров и отзывов на форумах:
Конференция iXBT.com ProAudio: Профессиональное звуковое оборудование
forum.websound.ru> Тематические Форумы > Digital Audio Workstation
forum.websound.ru - Звуковые Карты
Форум сайта plus-msk.ru - Музыкальное оборудование
www.musicforums.ru/klavishnik - Форум клавишников
3. Выбор дилера.
БЮДЖЕТНЫЙ ВАРИАНТ "СТУДИИ В КОРОБКЕ" от BEHRINGER. Цена вопроса - 5-6 тыс. руб.
50 виртуальных инструментов.
Бесплатные плагины и программные оболочки доступны для загрузки на www.behringer.com
USB/MIDI-клавиатура с 49 полноразмерными, чувствительными к скорости нажатия клавишами, широчайшими возможностями программирования, управления в реальном времени и игры.
USB-аудиоинтерфейс для подключения инструментов, микшерного пульта или другого оборудования к компьютеру для записи и воспроизведения.
Программный секвенсор Ableton Live Lite 4 BEHRINGER Edition прилагается.
Подключение и работа в Mac OS X и Windows XP не требует инсталяции
8 вращающихся регуляторов и 10 назначаемых переключателей.
Колесо модуляции, слайдер громкости и педальный порт свободно назначаются на любой MIDI-контроллер.
Функция октавного сдвига с многоцелевой светодиодной индикацией для доступа ко всем 128 нотам ряда.
Отдельный MIDI-выход позволяет управлять внешними аппаратными семплерами, синтезатерами и другим оборудованием.
Питание от шины USB, батареек или сетевого адаптера (в комплект не входит).
Эта ультимативная «студия в коробке» для импровизации и записи аранжировок, сведения и создания ремиксов по средствам практически каждому.
Речь пойдёт о студии
звукозаписи на базе персонального компьютера.
Состав
оборудования зависит от
поставленных задач и финансовых
возможностей. Будем считать, что
студия предназначена для сочинения
и аранжировки музыки, для записи
электрогитары и вокала, для
создания демозаписей и для
подготовки к работе в Коммерческой
студии.
Не подлежит сомнению, что наиболее "живая"
и "человечная" фонограмма может быть
получена только в специально оборудованной
студии, когда музыка исполняется командой
сыгранных музыкантов, причём в реальном
времени. Тем не менее, имеет право на место
под солнцем музыка полученная с помощью
последних достижений техники, где даже
вокальная партия подвергается такой
обработке, что исполнять её "живьём"
практически невозможно. Кроме того, живя в
третьем тысячелетии можно поставить точку
в споре о том, какая техника лучше -
аналоговая или цифровая. Цифровая техника с
каждым годом становится всё более
совершенной, удобной, дешёвой, а значит -
более доступной.
В 1991 году, мы с коллегами по рок-группе “ЛАНДШАФТ” начали эксперименты по домашней записи музыки. Запись велась “накладками”, с помощью двух магнитофонов “Орбита-106”. По этому методу сначала записывается партия ударных, бас-гитара и прочее (на сколько хватает рук и инструментов). Затем первый магнитофон включается на воспроизведение, второй на запись и через микшерный пульт добавляются последующие партии или вокал. Все просто, только с каждой “накладкой” растёт уровень шумов и нелинейных искажений, не говоря о детонации и провалах связанных с осыпанием ленты. И уж совсем обидно на третьей “накладке” обнаружить, что первая сведена не так, и её нужно переписать. Тем не менее Радио-Балтика пускала наши фонограммы в эфир. Такой метод записи можно применять и сегодня, только вместо аналоговых магнитофонов использовать минидиски. Хотя гораздо удобнее работать с многоканальным магнитофоном, чтобы была возможность независимо записывать и стирать любую дорожку, причём в любом месте. Например - Mike Oldfield записывает свои альбомы таким образом. Было дело, мы подумывали о покупке портостудии – гибрида восьмиканального магнитофона совмещённого с микшерным пультом, пишущего на обычную компакт-кассету. Но более перспективным решением оказалась домашняя студия на базе персонального компьютера.
МИНИМАЛЬНЫЙ СОСТАВ ОБОРУДОВАНИЯ
1. |
Компьютер |
2. |
Программы |
3. |
Микрофон |
4. |
Усилитель |
5. |
Акустические системы |
6. |
Наушники |
7. |
Кабели |
РАСШИРЕННЫЙ СОСТАВ ОБОРУДОВАНИЯ
1. |
Компьютер |
2. |
Программы |
3. |
MIDI-адаптер |
3. |
MIDI-клавиатура |
4. |
Микшерный пульт |
5. |
Микрофоны |
6. |
Компрессор |
7. |
Усилитель |
8. |
Акустические системы |
9. |
Наушники |
10. |
Усилитель для наушников |
11. |
Кабели |
Итак, основой
студии является КОМПЬЮТЕР. С помощью различных программ, Вы
получаете Midi-секвенсер,
многоканальный магнитофон и множество эффектов для обработки
звука. С появлением дешёвых CD-RW приводов,
появилась возможность изготавливать
собственные CD AUDIO диски, не выходя из
дома.
Чем "мощнее" компьютер,
тем комфортней и приятней работа с
ним. На сегодняшний день,
минимум оперативной памяти - 128Mb,
жёсткий диск ~40Gb (одна минута
монозаписи, при частоте
дискретизации 44.1 кГц - 5Mb). Хотя приводить
здесь конкретные параметры - занятие
совершенно неблагодарное, поскольку они
очень быстро устаревают, но как правило
всегда справедлива известная истина -
"хороший" компьютер стоит 800-1000$. При выборе
компьютера следует иметь в виду, что его
производительность зависит не только от
тактовой частоты процессора, а так же и от
объёма оперативной памяти, скорости
доступа к данным жёсткого диска, объёма
памяти видеокарты. Кроме того, даже самый
мощный компьютер нуждается в настройке на
оптимальную производительность. Проверьте
настройки системы (на примере Windows 98) через
панель управления. Пуск - Настройка - Панель
управления - Система - Устройства - Дисковые
накопители - IDE Disk - Свойства: Убедиться, что
флажок "DMA" - поставлен, если нет -
поставьте его. Вернитесь в окно - Система. Во
вкладке - Быстродействие - Файловая
система - Жёсткие диски, выбрать "Сервер
сети" в настройках "Типичная роль
этого компьютера". Свой жёсткий диск (40 Gb),
я разбил на основной раздел - 5 Gb и
дополнительный - всё остальное. На
дополнительном диске я размещаю все
аудиопрограммы и файлы полученные при
работе с ними, а так же - файл подкачки Windows.
По мере необходимости нужно проводить
очистку и дефрагментацию жёсткого диска.
Важным компонентом компьютера "домашней" студии является ЗВУКОВАЯ КАРТА. Она определяет качество оцифровки записываемого сигнала. Встроенный синтезатор позволяет обойтись без дополнительных инструментов. Я работаю с SB Live Value, её стоимость уже не превышает 40$. Очень удачное приобретение. Синтезатор карты воспроизводит 64 ноты полифонии аппаратно. Программный синтезатор я отключил сразу, он звучит не так хорошо. Банки инструментов SF2 загружаются прямо в оперативную память компьютера (до 32Mb). С помощью редактора Vienna SoundFont Studio можно создавать и редактировать Банки инструментов. Это позволяет отойти от стандартного набора General Midi и избежать однообразия в звучании композиций. Демо Звуковых банков можно найти, например на сайте Санкт-Петербургского Клуба Электронной Музыки - www.emc.softjois.ru. Раздельные регулировки (запись/воспроизведение) в микшере карты позволяют, например при записи вокала, поднять его уровень относительно музыки, что-бы вокалист хорошо себя слышал. Встроенный аппаратный процессор эффектов помимо множества пресетов, позволяет изменять настройки вручную, в окне Environmental Audio.
Причём, можно использовать несколько эффектов одновременно, независимо для разных входов.
ПРОГРАММЫ
SOUND FORGE - звуковая кузница. Богатейшие возможности по обработке звука. "Понимает" множество звуковых форматов, а так же - видео формат AVI, позволяет открывать AVI-файлы и редактировать звуковую дорожку. Работает со многими моделями синтезаторов - семплеров и имеет собственные средства для синтеза звука. Имеются встраиваемые модули шумопонижения, реставрации старых записей (в том числе - с виниловых пластинок), моделирования акустики помещений, записи аудио CD дисков. При нештатном завершении работы сохраняет данные во временный файл, с возможностью последующего восстановления или удаления. Аналогичная программа - COOL EDIT.
SAW32 и SAMPLITUDE STUDIO - программы для многоканальной записи, обработки и сведения фонограмм.
CAKEWALK - до третьей версии - MIDI-секвенсер, в последующих версиях совмещённый с многоканальным аудиорекордером. Аналогичные программы - CUBASE и LOGIC AUDIO.
JAMMER Pro - автоаранжировщик.
VIENNA SOUNDFONT STUDIO - программа создания и редактирования звуковых банков в формате SF2.
При работе с SB Live, я
использую
следующую технологию записи в
программе Cakewalk 9:
Сначала создаются midi-дорожки,
подбираются звуки midi-инструментов.
Затем записываются партии гитары и
вокала.
Следующий этап - сведение wav и
midi-дорожек, настройка эффектов
Environmental Audio.
Последний этап - запись
окончательного микса на одну
дорожку из источника "What U Hear"
микшера SB Live.
При таком методе
экономится место, занимаемое
проектом на жёстком диске,
используется один набор эффектов
для wav и midi-дорожек.
Лучших результатов можно
достичь, если каждую midi-доржку "перегнать"
в WAV, это даёт большие возможности при обработке,
но требует больше пространства на диске и
больше ресурсов процессора.
Наличие МИКШЕРНОГО
ПУЛЬТА в нашем
случае не обязательно. Сигнал с
электрогитары можно подать на
микрофонный вход SB Live, с помощью
стандартного гитарного кабеля с
моноджеками с обоих сторон, через
переходник джек-миниджек. Для
согласования выходного сопротивления
электрогитары с входным сопротивлением
микрофонного входа можно
использовать директ-бокс.
Драм-машину или синтезатор можно
включить прямо в линейный вход
карты. Причём можно задействовать
ещё два стерео-входа (AUX и CD-audio)
расположенных на плате SB Live, если
изготовить кабели, и установить
разъёмы (например - на заглушке,
рядом с CD-ROM). Для проигрывания
аудиодисков CD-ROM можно включить на
цифровой вход карты.
Для записи вокала
понадобится динамический МИКРОФОН.
Классический выбор для записи вокала - Shure SM
58, Sennheiser MD 421, Electro-Voice RE 20, AKG D3800,
из недорогих можно посоветовать AKG -
серии Performer.
Мультимедийные микрофоны, на
подключение которых рассчитан
микрофонный вход звуковой карты,
годятся только для записи речи, а при использовании
динамических микрофонов, нормальный
уровень записи получается только при
расположении микрофона близко от губ
исполнителя, что не всегда приемлимо.
Поэтому я использую самодельный
внешний микрофонный усилитель,
который включаю в линейный вход
карты.
Если Вы "дружны" с
паяльником , то предлагаю вашему вниманию
схему моего микрофонного усилителя. Её можно найти в разделе
микрофонный
усилитель, или более
простой вариант - в разделе простой
микрофонный усилитель.
Для мониторинга и при сведении фонограммы необходимы КОНТРОЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ и АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. Усилитель может быть любой, если он имеет достаточную выходную мощность, АЧХ, и уровень нелинейных искажений. Ручки тембра лучше установить в среднее положение, тонкомпенсацию – отключить, что бы с толку не сбивали. Долгое время я использовал акустические системы 10АС-318. Конечно “Акустика” подобного класса “окрашивает” звук, поэтому при сведении нужно периодически сравнивать звучание вашей вещи с какой-нибудь “эталонной” заведомо хорошо звучащей студийной записью. В некоторых случаях, например - при записи вокала, понадобятся НАУШНИКИ. В свое время я остановился на ТДС-15, хорошо звучат, но механика - слабая, и когда мне надоело их склеивать, приобрёл AKG K-55, что и Вам советую. Если в студии работают больше двух человек одновременно может пригодиться УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ НАУШНИКОВ.
В качестве Midi-клавиатуры можно использовать любой синтезатор, имеющий midi-вход/выход. Для удобства работы, он должен соответствовать следующим требованиям: 5-ти октавная активная клавиатура, педаль "Hold". Для подключения к компьютеру необходим midi-адаптер. В принципе, без midi-клавиатуры можно обойтись, используя "виртуальные" midi-клавиатуры (например - Creative KeyBoard или Virtual Piano).