ОБОРУДОВАНИЕ ДОМАШНЕЙ СТУДИИ


Первоначальный вариант страницы, был создан в 90-е годы прошлого века (КОГДА КОМПЬЮТЕРЫ БЫЛИ БОЛЬШИМИ). С тех пор многое изменилось.

Разумеется, компьютеры стали более призводительными, компактными и доступными.
Некоторые устройства(микрофонные усилители, midi - кабели) проще купить, чем изготовить самостоятельно.
Проще и безопаснее найти лицензионное програмное обеспечение.
Очень рекомендую найти и изучить книгу Филипа Ньюэлла - «Project-студии: маленькие студии для великих записей»

АЛГОРИТМ ВЫБОРА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ СТУДИИ

1. Просмотр предложений на официальных сайтах производителей:
Alesis Behringer Edirol M-Audio Roland Sennheiser Shure
Хорошая подборка по производителям музыкального оборудования, с описаниями и ценами - здесь.
2. Просмотр обзоров и отзывов на форумах:
Конференция iXBT.com ProAudio: Профессиональное звуковое оборудование
forum.websound.ru> Тематические Форумы > Digital Audio Workstation
forum.websound.ru - Звуковые Карты
Форум сайта plus-msk.ru - Музыкальное оборудование
www.musicforums.ru/klavishnik - Форум клавишников
3. Выбор дилера.

БЮДЖЕТНЫЙ ВАРИАНТ "СТУДИИ В КОРОБКЕ" от BEHRINGER. Цена вопроса - 5-6 тыс. руб.

Студия в коробке

50 виртуальных инструментов.
Бесплатные плагины и программные оболочки доступны для загрузки на www.behringer.com
USB/MIDI-клавиатура с 49 полноразмерными, чувствительными к скорости нажатия клавишами, широчайшими возможностями программирования, управления в реальном времени и игры.
USB-аудиоинтерфейс для подключения инструментов, микшерного пульта или другого оборудования к компьютеру для записи и воспроизведения.
Программный секвенсор Ableton Live Lite 4 BEHRINGER Edition прилагается.
Подключение и работа в Mac OS X и Windows XP не требует инсталяции 8 вращающихся регуляторов и 10 назначаемых переключателей.
Колесо модуляции, слайдер громкости и педальный порт свободно назначаются на любой MIDI-контроллер.
Функция октавного сдвига с многоцелевой светодиодной индикацией для доступа ко всем 128 нотам ряда.
Отдельный MIDI-выход позволяет управлять внешними аппаратными семплерами, синтезатерами и другим оборудованием.
Питание от шины USB, батареек или сетевого адаптера (в комплект не входит).

Эта ультимативная «студия в коробке» для импровизации и записи аранжировок, сведения и создания ремиксов по средствам практически каждому.


ОБОРУДОВАНИЕ ДОМАШНЕЙ СТУДИИ - АРХИВ

Речь пойдёт о студии звукозаписи на базе персонального компьютера. Состав оборудования зависит от поставленных задач и финансовых возможностей. Будем считать, что студия предназначена для сочинения и аранжировки музыки, для записи электрогитары и вокала, для создания демозаписей и для подготовки к работе в Коммерческой студии.
Не подлежит сомнению, что наиболее "живая" и "человечная" фонограмма может быть получена только в специально оборудованной студии, когда музыка исполняется командой сыгранных музыкантов, причём в реальном времени. Тем не менее, имеет право на место под солнцем музыка полученная с помощью последних достижений техники, где даже вокальная партия подвергается такой обработке, что исполнять её "живьём" практически невозможно. Кроме того, живя в третьем тысячелетии можно поставить точку в споре о том, какая техника лучше - аналоговая или цифровая. Цифровая техника с каждым годом становится всё более совершенной, удобной, дешёвой, а значит - более доступной.

В 1991 году, мы с коллегами по рок-группе “ЛАНДШАФТ” начали эксперименты по домашней записи музыки. Запись велась “накладками”, с помощью двух магнитофонов “Орбита-106”. По этому методу сначала записывается партия ударных, бас-гитара и прочее (на сколько хватает рук и инструментов). Затем первый магнитофон включается на воспроизведение, второй на запись и через микшерный пульт добавляются последующие партии или вокал. Все просто, только с каждой “накладкой” растёт уровень шумов и нелинейных искажений, не говоря о детонации и провалах связанных с осыпанием ленты. И уж совсем обидно на третьей “накладке” обнаружить, что первая сведена не так, и её нужно переписать. Тем не менее Радио-Балтика пускала наши фонограммы в эфир. Такой метод записи можно применять и сегодня, только вместо аналоговых магнитофонов использовать минидиски. Хотя гораздо удобнее работать с многоканальным магнитофоном, чтобы была возможность независимо записывать и стирать любую дорожку, причём в любом месте. Например - Mike Oldfield записывает свои альбомы таким образом. Было дело, мы подумывали о покупке портостудии – гибрида восьмиканального магнитофона совмещённого с микшерным пультом, пишущего на обычную компакт-кассету. Но более перспективным решением оказалась домашняя студия на базе персонального компьютера.

МИНИМАЛЬНЫЙ СОСТАВ ОБОРУДОВАНИЯ

1.

Компьютер

2.

Программы

3.

Микрофон

4.

Усилитель

5.

Акустические системы

6.

Наушники

7.

Кабели

РАСШИРЕННЫЙ СОСТАВ ОБОРУДОВАНИЯ

1.

Компьютер

2.

Программы

3.

MIDI-адаптер

3.

MIDI-клавиатура

4.

Микшерный пульт

5.

Микрофоны

6.

Компрессор

7.

Усилитель

8.

Акустические системы

9.

Наушники

10.

Усилитель для наушников

11.

Кабели

 Итак, основой студии является КОМПЬЮТЕР. С помощью различных программ, Вы получаете Midi-секвенсер, многоканальный магнитофон и множество эффектов для обработки звука. С появлением дешёвых CD-RW приводов, появилась возможность изготавливать собственные CD AUDIO диски, не выходя из дома.
Чем "мощнее" компьютер, тем комфортней и приятней работа с ним. На сегодняшний день, минимум оперативной памяти - 128Mb, жёсткий диск ~40Gb (одна минута монозаписи, при частоте дискретизации 44.1 кГц - 5Mb). Хотя приводить здесь конкретные параметры - занятие совершенно неблагодарное, поскольку они очень быстро устаревают, но как правило всегда справедлива известная истина - "хороший" компьютер стоит 800-1000$. При выборе компьютера следует иметь в виду, что его производительность зависит не только от тактовой частоты процессора, а так же и от объёма оперативной памяти, скорости доступа к данным жёсткого диска, объёма памяти видеокарты. Кроме того, даже самый мощный компьютер нуждается в настройке на оптимальную производительность. Проверьте настройки системы (на примере Windows 98) через панель управления. Пуск - Настройка - Панель управления - Система - Устройства - Дисковые накопители - IDE Disk - Свойства: Убедиться, что флажок "DMA" - поставлен, если нет - поставьте его. Вернитесь в окно - Система. Во вкладке -  Быстродействие - Файловая система - Жёсткие диски, выбрать "Сервер сети" в настройках "Типичная роль этого компьютера". Свой жёсткий диск (40 Gb), я разбил на основной раздел - 5 Gb и дополнительный - всё остальное. На дополнительном диске я размещаю все аудиопрограммы и файлы полученные при работе с ними, а так же - файл подкачки Windows. По мере необходимости нужно проводить очистку и дефрагментацию жёсткого диска.

Важным компонентом компьютера "домашней" студии является ЗВУКОВАЯ КАРТА. Она определяет качество оцифровки записываемого сигнала. Встроенный синтезатор позволяет обойтись без дополнительных инструментов. Я работаю с SB Live Value, её стоимость уже не превышает 40$. Очень удачное приобретение. Синтезатор карты воспроизводит 64 ноты полифонии аппаратно. Программный синтезатор я отключил сразу, он звучит не так хорошо. Банки инструментов SF2 загружаются прямо в оперативную память компьютера (до 32Mb). С помощью редактора Vienna SoundFont Studio можно создавать и редактировать Банки инструментов. Это позволяет отойти от стандартного набора General Midi и избежать однообразия в звучании композиций. Демо Звуковых банков можно найти, например на сайте Санкт-Петербургского Клуба Электронной Музыки - www.emc.softjois.ru. Раздельные регулировки (запись/воспроизведение) в микшере карты позволяют, например при записи вокала, поднять его уровень относительно музыки, что-бы вокалист хорошо себя слышал. Встроенный аппаратный процессор эффектов помимо множества пресетов, позволяет изменять настройки вручную, в окне Environmental Audio.

Окно Environmental Audio

Причём, можно использовать несколько эффектов одновременно, независимо для разных входов.

ПРОГРАММЫ

SOUND FORGE - звуковая кузница. Богатейшие возможности по обработке звука. "Понимает" множество звуковых форматов, а так же - видео формат AVI, позволяет открывать AVI-файлы и редактировать звуковую дорожку. Работает со многими моделями синтезаторов - семплеров и имеет собственные средства для синтеза звука. Имеются встраиваемые модули шумопонижения, реставрации старых записей (в том числе - с виниловых пластинок), моделирования акустики помещений, записи аудио CD дисков. При нештатном завершении работы сохраняет данные во временный файл, с возможностью последующего восстановления или удаления. Аналогичная программа - COOL EDIT.

SAW32 и SAMPLITUDE STUDIO - программы для многоканальной записи, обработки и сведения фонограмм.

CAKEWALK - до третьей версии - MIDI-секвенсер, в последующих версиях совмещённый с многоканальным аудиорекордером. Аналогичные программы - CUBASE и LOGIC AUDIO.

JAMMER Pro - автоаранжировщик.

VIENNA SOUNDFONT STUDIO - программа создания и редактирования звуковых банков в формате SF2.

При работе с SB Live, я использую следующую технологию записи в программе Cakewalk 9:
Сначала создаются midi-дорожки, подбираются звуки midi-инструментов.
Затем записываются партии гитары и вокала.
Следующий этап - сведение wav и midi-дорожек, настройка эффектов Environmental Audio.
Последний этап - запись окончательного микса на одну дорожку из источника "What U Hear" микшера SB Live.

Микшер SB Live

При таком методе экономится место, занимаемое проектом на жёстком диске, используется один набор эффектов для wav и midi-дорожек.
Лучших результатов можно достичь, если каждую midi-доржку "перегнать" в WAV, это даёт большие возможности при обработке
, но требует больше пространства на диске и больше ресурсов процессора.

Наличие МИКШЕРНОГО ПУЛЬТА в нашем случае не обязательно. Сигнал с электрогитары можно подать на микрофонный вход SB Live, с помощью стандартного гитарного кабеля с моноджеками с обоих сторон, через переходник джек-миниджек. Для согласования выходного сопротивления электрогитары с входным сопротивлением микрофонного входа можно использовать директ-бокс.
Драм-машину или синтезатор можно включить прямо в линейный вход карты. Причём можно задействовать ещё два стерео-входа (AUX и CD-audio) расположенных на плате SB Live, если изготовить кабели, и установить разъёмы (например - на заглушке, рядом с CD-ROM). Для проигрывания аудиодисков CD-ROM можно включить на цифровой вход карты.
Для записи вокала понадобится динамический МИКРОФОН. Классический выбор для записи вокала - Shure SM 58, Sennheiser MD 421, Electro-Voice RE 20, AKG D3800, из недорогих можно посоветовать AKG - серии Performer. Мультимедийные микрофоны, на подключение которых рассчитан микрофонный вход звуковой карты, годятся только для записи речи, а при использовании динамических микрофонов, нормальный уровень записи получается только при расположении микрофона близко от губ исполнителя, что не всегда приемлимо. Поэтому я использую самодельный внешний микрофонный усилитель, который включаю в линейный вход карты.

Если Вы "дружны" с паяльником , то предлагаю вашему вниманию схему моего микрофонного усилителя. Её можно найти в разделе  микрофонный усилитель, или более простой вариант - в разделе простой микрофонный усилитель.

Для мониторинга и при сведении фонограммы необходимы КОНТРОЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ и АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. Усилитель может быть любой, если он имеет достаточную выходную мощность, АЧХ, и уровень нелинейных искажений. Ручки тембра лучше установить в среднее положение, тонкомпенсацию – отключить, что бы с толку не сбивали. Долгое время я использовал акустические системы 10АС-318. Конечно “Акустика” подобного класса “окрашивает” звук, поэтому при сведении нужно периодически сравнивать звучание вашей вещи с какой-нибудь “эталонной” заведомо хорошо звучащей студийной записью. В некоторых случаях, например - при записи вокала, понадобятся НАУШНИКИ. В свое время я остановился на ТДС-15, хорошо звучат, но механика - слабая, и когда мне надоело их склеивать, приобрёл AKG K-55, что и Вам советую. Если в студии работают больше двух человек одновременно может пригодиться УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ НАУШНИКОВ.

В качестве Midi-клавиатуры можно использовать любой синтезатор, имеющий midi-вход/выход. Для удобства работы, он должен соответствовать следующим требованиям: 5-ти октавная активная клавиатура, педаль "Hold". Для подключения к компьютеру необходим midi-адаптер. В принципе, без midi-клавиатуры можно обойтись, используя "виртуальные" midi-клавиатуры (например - Creative KeyBoard или Virtual Piano).

Андрей Бойцов

ВВЕРХ
НА ГЛАВНУЮ

Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz